С излишней концентрацией риска на одного заемщика (зачастую собственника), судя по его словам, дела обстоят еще хуже. По подсчетам Алексея Симановского, в топ-200 таких банков 40% (80 кредитных организаций). У отдельных рекордсменов реальный норматив риска на одного заемщика составляет все 200-300% от капитала. Названия банков, вошедших в подсчеты, Алексей Симановский не раскрывает. При этом частной проблема не является. Совокупные активы склонных к риску кредитных организаций составляют 10% всех активов банковской системы, сообщил господин Симановский. Столь тревожные цифры ЦБ приводит, пожалуй, впервые.
Очень высокие темпы представляют угрозу из-за того, что уровень управления рисками не успевает за уровнем коммерческого роста, пояснил господин Симановский. С ним согласны аналитики. "Стремительный кредитный рост у ряда банков, который мы наблюдаем, чаще всего обеспечен короткими деньгами от ЦБ и Минфина, в результате возникает разрыв ликвидности, скрытые риски и ухудшается качество портфеля",— говорит аналитик рейтингового агентства Moody's Евгений Тарзиманов. "ЦБ опасается возникновения ситуации, когда банки слишком агрессивно привлекают депозиты и размещают их в активы, которые могут казаться достаточно качественными, но на деле таковыми не являются",— указывает аналитик "ВТБ Капитала" Максим Раскоснов.
Масштаб рисков концентрации банков на кредитовании проектов собственников свидетельствует еще об одной глобальной проблеме — непрозрачности или даже фальсификации отчетности этих игроков, указывают эксперты. "Многие банки кредитуют связанные стороны на большую сумму, чем декларируют (как по нашей отчетности, так и по МСФО)",— указывает аналитик Fitch Ratings Александр Данилов. Реальные масштабы проблемы еще больше, чем обнародовал господин Симановский, считают аналитики. "Часто в отчетности банка все в норме, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что даже не 50%, а весь кредитный портфель состоит из кредитов акционерам,— говорит гендиректор "ЦЭА-Интерфакс" Михаил Матовников.— И доказать это довольно сложно". "Согласно нашему исследованию, в среднем банки топ-100 направляют на кредитование бизнесов, связанных с банком, 43% капитала, — добавляет Евгений Тарзиманов.— Мы в своих исследованиях использовали отчетности банков по МСФО — и даже они не отражают всей картины". Эксперты полагают, что риски увлечения банками кредитованием связанных лиц настолько высоки, что ЦБ следовало бы снизить даже существующий норматив — 25%.
Впрочем, у опрошенных "Ъ" банкиров радикально другая точка зрения. Крупные и средние банки указывают на мелкие, а те, в свою очередь, объясняют нормальность происходящего. "Рост активов более чем в два раза может свидетельствовать о невзвешенной политике банка по рискам, которая опасна как для самого банка, так и для его вкладчиков, в основном это относится к средним и малым банкам",— говорит первый зампред правления Росбанка Игорь Антонов. "Кредитование собственника в размере, превышающем 50% капитала, не представляет угрозы для банка, если этот собственник владеет целой группой прибыльных компаний, поэтому повышенный риск в данном случае характерен в большей степени для небольших банков, по которым невозможно точно отследить, на какие цели пошли заемные средства",— добавляет председатель правления Абсолют-банка Николай Сидоров. С таким мнением не согласен зампред правления Витас-банка Сергей Сергеев — он уверен, что "кредитуя бизнес собственника, чье финансовое состояние банкирам хорошо известно, небольшие банки тем самым снижают собственные риски". Интересно, что, в отличие от официальных комментариев, неформальный опрос присутствовавших на съезде банкиров, проведенный Алексеем Симановским прямо в ходе своего выступления, показал, что многие из них согласны с его оценками и даже считают их заниженными.